ТЕТСУДЖИ  НАКАМУРА

    (7 дан Окинава Годзю-Рю, мировой шеф-инструктор по карате Годзю-рю организации  I.O.G.K.F.)
    Итак, перед вами перевод интервью, которое сенсей Накамура давал инструкторам   Италии. Интервью большое, полное    различных вопросов и замечательно оно тем, что он очень многое рассказал о своей жизни и различных мастерах в карате Годзю-рю.
  Предупреждаем, что это только первая половина и сейчас ведётся перевод второй. ;)
1) Вопрос от сенсея Споньи (шеф-инструктор Италии):
- Сенсей, было бы замечательно, если бы Вы рассказали нам о своём опыте. Для начала, хочется узнать о временах, когда Вы были студентом, позже стали инструктором в Японии (на Окинаве) и уже на Западе. Было бы интересно узнать в чём различия между Японией и Западом. Ваши подходы и методы как учителя.
Ответ:
- Есть различие. В Японии, ученики придерживаются своему культурному наследию. Студенты быстро понимают отношения между ними и преподавателями. Когда Вы становитесь студентом, вы становитесь своеобразным родственником вашего преподавателя, и общество уважает вас из-за этого. В Северной Америке преподаватель связан с вами только, когда вы учитесь.
Считаю, что когда человек становится вашим преподавателем, он остается вашим преподавателем на всю жизнь, даже если вы прекращаете обучение, или что-то другое происходит... Например, в каратэ иногда происходит одна вещь - вы становитесь лучше, чем ваш сенсей. Но этот человек всё равно остаётся вашим сенсеем. Так, когда я изучал Боевые искусства, я не думал о вопросах. Я доверял своему преподавателю; Я всегда делал то, что он говорил мне делать. Я не спрашивал Хигаонну сенсея или Арагаки сенсея: "Почему я должен делать это?" или, "Почему я должен повторять это?".
2) Вопрос от сенсея Уголини:
- Правда ли что вид отношений, который вы описали у японцев в карате, также присутствует в японской текущей жизни (на работе или в общественной жизни)?
Ответ:
- Да, можно сказать, что это все еще присутствует, но эти отношения забываются, причём прогрессивно... Проблема не только в студенте, но также и в преподавателе. Чтобы сохранять такой вид отношений, преподаватель должен быть действительно хорошим. Он должен сосредоточиться только на улучшении своих студентов. Это очень важно. Поэтому очень трудно найти такой вид преподавателя.
Большинство преподавателей думает сначала об их прибыли. Я часто должен говорить себе: "Для кого я занимаюсь обучением? Я иду в зал для студентов или для прибыли?" Иногда я слаб ... Я думаю, что делаю его не для студентов, а для себя. Но это не правильно!
3) Вопрос от сенсея Уголини:
- Как человеку найти истинного мастера?
Ответ:
- Найти истинного инструктора очень сложно. Я думаю вам очень сильно повезло что сенсей Паоло ваш инструктор … Найти мастера очень важно, и к сожалению, это то, чем вы не можете управлять. Но вам очень повезёт если вы нашли кого-то, у кого хотели бы учиться. Слушайте его и не бросайте! Когда я впервые встретил Арагаки сенсея я почувствовал тогда, что он настоящий мастер! Тоже самое случилось и с Хигаонной сенсеем.
4) Вопрос от сенсея Уголини:
- Расскажите о вашей первой встречи с Арагаки сенсеем.
Ответ:
- Я начал своё изучение карате в 15 лет, друг моего отца обучал стилю Годзю-кай. После, я был зачислен в университетский клуб карате. Инструктором в университете был ученик Арагаки сенсея. После года обучения я поехал на Окинаву на каникулы вместе с одногрупниками.
  На самом деле я ничего не знал о Арагаки сенсее, кроме как его имени. Я попросил его номер у своего тренера, и просто позвонил ему. Так вот, Арагаки сенсей ответил: " пожалуйста, прийди ко мне домой". У меня не было намерения учиться у него, только показать моё уважение к нему. Я пошел туда. Сенсей начал свой рассказ с того, какого было изучать карате у Тёдзуна Мияги. Я понял что то, что он говорил мне, в корне отличалось от того, что я делал. Я уже не мог слушать своего инструктора так как раньше.
  Что я делал в университете - формально ката и бои, бои, бои … Нам нравилось подраться. Мы бились как уличные бойцы: удары в лицо, захваты за волосы, удары по всем частям тела и бросковые техники. Я думал: что одержу любую победу только потому, что выигрывал несколько соревнований в Университете. Это было то время, когда я чувствовал и думал по-другому.
  Однажды мне вывихнули плечо и я не мог какое-то время тренироваться. После случайной встречи с Арагаки сенсеем у меня в голове всё окончательно сложилось. Мне хотелось уйти от всего что я изучал до этого. Что же, я вернулся на Окинаву чисто для себя. Тогда я просто позвонил Арагаки сенсею и сказал: "Я приду". Я пришёл. Арагаки сенсей впустил меня в своё додзё. Он попросил показать ката. Я показал все, которые знал на тот момент. Он спросил меня: "Что это?" Я немного сконфузился. "Это не ката", сказал он. "Не правильный путь".
  Позже, он показал мне: "Ладно, ударь меня, атакуй!" Я сделал это, но сделал медленно, поскольку ему тогда было под 60 лет. Я ударил его очень медленно. Он был таким старым … Он сказал "сделай это быстро!" Я атаковал быстро … В следующий момент я уже мог только заметить, что лежу на полу, а он ещё и добил меня несколькими ударами в различные места! … "бац, бац, бац!". Вся его техника была точна не зависимо от удара противника, это был не уличный бой, а искусство не тратиться на лишние движения. Я чувствовал страх. Я понимал, что если он захочет, то может убить меня. До меня дошло, что я был очень глупым. Это был тот момент, когда находишь то самое карате.
  Я вернулся в университет и сдал все экзамены. Я учился на юриста. Я не получил работы, и просто вернулся на Окинаву для тренировок после сдачи. Я отправил моим родителям забавное "длиннющее" письмо: "Я уезжаю изучать карате на Окинаву". Моя мама была в полном бешенстве! Она говорила мне что я безумен! В любом случае, я просто отправился на Окинаву и сказал сенсею Арагаки: "Я пришёл", и ждал когда он согласится меня обучать.
  Так же, хочется отметить, что я не знал наверняка будет он учить меня или нет, смогу я стать его студентом или нет. Я не знал … Тогда Арагаки сенсей отвёл меня в додзё Хигаонны. Но самого Морио не было, поскольку он находился в то время в США. Впервые Арагаки показал мне упражнения для "разогрева" (Ходзё-ундо и дзюмби-ундо). Он сказал что у него пока нет возможности обучать меня в додзё. Он сказал: "Ты должен приходить сюда и делать это каждый день". Не смотря на всё я был счастлив, я делал то, что сказал мне Арагаки сенсей, каждый день. Месяц, два месяца, три месяца … И он ни разу не приходил … Я делал это для себя … Додзё Хигаонны было очень маленьким, кажется три или четыре студента три раза в неделю.В другие дни, я тренировался самостоятельно в одиночестве.
  Иногда, в выходные, я приходил к Арагаки просто поговорить. Но в додзё я уже не ожидал его увидеть. Однажды, спустя шесть месяцев Арагаки пришёл. Он попросил показать ему то, что я должен был отрабатывать. Я показал ему всё своё домашнее задание. Он посмотрел и сказал: "Ок, ты хорошо поработал над собой". И с того момента он начал обучать меня регулярно. Итак, первое ката, которое я начал изучать - сейсан. Оно оставалось моим любимым ката ёще много лет.
  Арагаки сенсей представил меня Хигаонне сенсею. А Хигаонна сенсей, в свою очередь, пригласил меня отправиться в США помогать ему, быть его ассистентом в его додзё. Перед этим Хигаонна сенсей попросил разрешения у Арагаки сенсея.
  Позже, Хигаонна сенсей позвонил и сказал мне ехать. Я не знал что мне делать. Я отправился к Арагаки сенсею и сказал, что Хигаонна сенсей меня берёт с собой … Мне нужно было услышать его мнение. Арагаки сказал: "Ты должен ехать". Вот почему я отправился с Хигаонной сенсеем в США.
  На тот момент мне было 25 лет. По сей день я считаю, что Арагаки сенсей и Хигаонна сенсей оба мои сенсеи. Финито! (конец по итальянски)

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ....

Перевод на русский - Клопов Владислав.