Стоит ли отдавать детей в секции восточных единоборств? Зачем это нужно?

     Ребенок подрастает – и нужно найти применение его силенкам, которые вскоре превратятся в силушку. Хочется дать отпрыску увлекательное занятие, которое было бы полезно для здоровья, гармонично развивало душу и тело, воспитывало волю и целеустремленность. А не отдать ли его в школу какого-нибудь восточного или другого единоборства? Идея заманчивая, но, во-первых, родителям бывает трудно сделать правильный выбор, ведь в этом вопросе они совершено не разбираются. А еще родителей одолевают типичные страхи:
1. Здоровье. Не навредит ли ребенку неведомая восточная наука?
2. Воспитание. Вдруг он станет слишком агрессивным и неуправляемым?
    Так думают и гадают родители. А сами дети хотят просто научиться постоять за себя и выглядеть более солидными в глазах сверстников и привлекательными – в очах сверстниц. Основной мотив при выборе конкретного вида борьбы – это, конечно, желание самого ребенка. Однако если вы не знаете, чем "бредит" ваше чадо, следующие рекомендации окажутся тут вполне уместными.

 Какие бывают стили?

      "Жесткие" или "внешние" стили. Их основной принцип: "сила против силы". Это традиционный рукопашный бой, каратэ, кик-боксинг – эти виды единоборств посвящены сугубо боевым аспектам поединка. Исключением является карате, в котором важен и духовный рост ученика. Но на данный момент в этом боевом искусстве сложилась ситуация, когда каждый тренер может создавать свой стиль, и найти учителя, который бы преподавал традиционное карате, нелегко. Поэтому в секциях и клубах упор все же делают на изучение приемов боя и контактные занятия.
    К внешним стилям можно отнести тхэквондо, знаменитый шаолинь-цуань и целый букет школ и стилей китайского и японского происхождения

    "Мягкие" или "внутренние" стили.  Здесь учат поражать противника, используя его же собственную энергию нападения. Победа достигается не только точными ударами и силой, а за счет внутреннего психического превосходства над соперником. Ребенок должен распознавать ситуации, в которых он может применять свою силу, учится полностью их контролировать и выбирать минимально необходимые средства для самозащиты. Внутренние стили учат человека трезво мыслить, развивают умение управлять собой, помогают осознать гармонию мира. В подавляющем большинстве это китайские стили: тайцзи-цюань, син-и, багуа-чжан. Есть и японские ответвления — айкидо, тайки-кэн.  Один из самых миролюбивых видов – капоэйра – бразильская бесконтактная техника, танец и игра.
Несмотря на то, что весь упор в «мягких» единоборствах делается на внутреннее самосовершенствование, это не означает, что в таких секциях учат всего лишь водить руками по воздуху. Боевые искусства потому так и называются, что здесь, прежде всего, обучают бою. И любая система требует от ученика трудолюбия, умения преодолеть усталость, скуку и боль. А практические навыки, полученные от тренера, шлифуются только в ходе спаррингов, порой и в полный контакт.
Хороший инструктор всегда помнит, что дети – это не маленькие взрослые. До тех пор пока детский скелет не сформировался, он не в состоянии выдерживать такие же нагрузки, как и взрослый. Пока ребенок не достиг 13 лет, инструктор обязан не допускать во время контакта сильного воздействия на тело и конечности ребенка. Тренировка в боевых искусствах всегда предполагает индивидуальный многоуровневый подход.

 Как воспитывать бойцов?

      Существует мнение: восточные единоборства повышают детскую агрессивность. Естественно, что ребенок захочет показать вам и всем родственникам, чему он научился. За это детей обычно хвалят и поощряют, и в этом ничего криминального нет.
Но если вы заметили, что он задирается без причины, обижает младших, стоит отнестись к этому более внимательно. Возможно, посещение тренировки и серьезный разговор с тренером исправят ситуацию. В крайнем случае – можно перевести ребенка в другую спортшколу или секцию. Но не нужно запрещать ребенку заниматься единоборствами! Агрессия есть в любых видах, но именно восточные боевые искусства учат контролировать ее, потому что неразрывны с изучением философии, этики, моральных кодексов. Внешний путь – это достижение боевого мастерства, внутренний путь – духовное становление. Очень важно, чтобы мастер вел своих учеников по обоим.

Когда лучше начинать?

      В Китае и Японии считают, что начинать учить ребенка боевым искусствам надо как можно раньше, лет с четырех-шести. Дело в том, что неотъемлемая часть правильного обучения восточным боевым искусствам – сложные философские концепции, культура,  которую среднестатистический российский ребенок воспринять просто не в состоянии. На Востоке подобные взгляды впитываются с молоком матери. У нас национальные традиции – совсем другие. Поэтому лучше подождать, пока ребенок будет в состоянии сделать выбор сам. Ведь боевые искусства – не мордобой с посильными нагрузками, не накачивание мышц, а всестороннее и гармоничное развитие личности, в том числе духовное.

     До 9 лет. Если вы решили отдать ребенка пораньше, лучше поискать специальную адаптированную группу, где упор делается не на прикладные боевые, а игровые стороны борьбы и общефизическую подготовку с посильными нагрузками.

    10 лет. Этот возраст считают наиболее подходящим для начала занятий. Ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, не конфликтует с родителями и не зациклен на внешности. На его развитие легче влиять сейчас, чем в сложный подростковый период.

   11 лет. Условное начало полового созревания (у всех детей – по-разному, у кого-то и позже). Поведение ребенка меняется. Он становится более импульсивным, происходит частая смена настроения, нередки ссоры со сверстниками. Безапелляционные требования старших, неуважение с их стороны отбивают у мальчишки охоту общаться со взрослыми и вообще что-либо делать по их указке. Ребенок легко замыкается, начинает врать. Велик риск, что он станет закомплексованным и пассивным человеком. Поэтому особенно важно обратить внимание на личность тренера – он может стать авторитетом для ребенка и войти с ним в доверительные отношения, помочь подростку развить чувство собственного достоинства. Опытные тренеры, хорошо знакомые с психологией этого возраста, обычно бывают не слишком требовательными и не станут строго регламентировать занятия, чтобы сохранить личностные границы. Возможно, в этот период более приемлемым окажется обучение без слов – в манере дзен. Главное – доверие!

   12 лет. В семье ребенок становится более самостоятельным и менее импульсивным, усиливается влияние сверстников. Мальчик охотно проявляет инициативу, охотно тренируется, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться противоположным полом.  Занятия могут способствовать хорошей успеваемости в школе.

   13 лет. В этом возрасте ребенок часто обращается «внутрь себя» – это период бурного развития сознания и самосознания. У него появляется интерес к философии боевых искусств и он начинает лучше понимать принципы, на которых строятся техники. Стремление к самосовершенствованию может сделать вашего ребенка поклонником боевых искусств на долгие годы. Поскольку влияние родителей заметно падает, самое время заручиться поддержкой тренера. Но все-таки в этом возрасте самым большим влиянием обладают друзья. Хорошо, если ребенок будет ходить на занятия с ними вместе.

  14 лет. Центр внимания опять переносится в окружающий мир. Теперь подростку интересна история боевых искусств, их красота и гармония. Он полон энергии, уверен в себе, а занятия и тренировки доставляют большое удовольствие. Ему кажется, что его способности безграничны.

  15 лет. Внимание, родители! Начинается  период максимализма и стремления к полной независимости. Ваш ребенок вырос и жаждет освобождения от любого контроля. В этом возрасте он начинает воспитывать себя сам. При этом он сверхчувствителен и восприимчив ко всем мнениям и влияниям, в том числе и вредным. Он строит жизненные планы. Его поведение и самооценка неустойчивы. Ему часто кажется, что его не понимают и относятся отрицательно. Система моральных кодексов, житейские принципы восточной философии помогут подростку преодолеть этот этап. Целеустремленность, решительность, выдержка – все это есть в единоборствах. Подросток нередко провоцирует конфликты, потому что для него сейчас важны напряжение и риск, возможность испытать себя. Ему нужно утвердиться в коллективе ровесников, завоевать уважение и авторитет. И в собственных глазах тоже.
Нередко в этом возрасте подросток и сам желает пойти в какую-нибудь секцию. Лучше все же перепроверить и уточнить в какую именно. В этом возрасте риск попасть под влияние какой-нибудь дурной компании особенно велик.


Можно ли заниматься единоборствами в домашних условиях?


  Да, только если мама или папа сами практикуют и имеют достаточно знаний, для того, чтобы стать тренерами. Но таким вариантом лучше пользоваться в исключительных случаях. Тренер, учитель и родитель – это разные социальные роли. Совмещать их очень нелегко, да и вряд ли нужно. Самостоятельное обучение по книжкам тоже не даст никакого эффекта. Тренер и подходящая обстановка для занятий – это важные условия для формирования положительного интереса к единоборствам.

По материалам сайта fitnesburg.ru